Юсупова Елена Николаевна, инструктор по физической культуре (плавание)

АКТУАЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОУ

 Одной из самых важных проблем в контексте образовательной реформе-  проблема психического и физическогоздоровья детей.

Из Государственного доклада Министерства здравоохранения и социальногоразвития РФ от 17 ноября 2011г. «О положении детей в Российской Федерации»приведем лишь несколько фактов. Результаты Всероссийской диспансеризации детей 2002 г. Подтвердилитенденции к ухудшению состояния здоровья детей, сформировавшиеся за прошедшийдесятилетний период.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видахдеятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук,а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основныхдвижений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формированиеначальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми справилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарныминормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формированииполезных привычек и др.).

Здоровье нации во многом зависит от ценностныхориентаций подрастающего поколения, от того насколько оно мотивировано наздоровый образ жизни, основанный на принятии значимости физической культуры испорта в жизни каждого человека. К сожалению физическая культура не сталапотребностью большинства населения нашей страны.

Сегодня следуя модевремени, родители все больше внимания обращают на умственное развитие своихдетей, не проявляя должной заботы о развитии физическом. Большой ошибкой будет считать, что тело и ум – отдельные,обособленные сущности. Правда состоит в том, что отдельные сферы развитияребенка - физическая, социальная, эмоциональная и интеллектуальная - неразвиваются обособленно друг от друга. Развитие чего-то одного оказываетвлияние на все сферы в комплексе.

Дошкольный возраст является самым благоприятнымпериодом для активного всестороннего развития, как умственного так ифизического. В это время ребенок получает и усваивает информации в несколькораз больше, чем в период школьного обучения.

Физическоевоспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья,совершенствование физиологических и психических функций развивающегосяорганизма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физическойи умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачифизического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного,эстетического, трудового воспитания.

Двигательнаядеятельность как деятельность, основным компонентом которой является движение икоторая направлена на физическое, двигательное и интеллектуальное развитиеребенка. Движение – суть всего живого. Движение также является необходимымусловием развития индивидуальной психики ребенка.Движение - этопуть не только к здоровью, но и к интеллекту!

Удовлетворение потребности дошкольника в движенияхявляется важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития — нетолько физического, но и интеллектуального.   Формирование физической культуры детейосуществляется в разных видах деятельности, но прежде всего – в двигательной.    Исследования показывают, чтодвижение - наиболее предпочитаемая детьми форма обучения. Например, такиепространственные понятия как высоко-низко, далеко-близко, лево-право и т.д.дети лучше усваивают, совершая соответствующие действия: высоко подпрыгнуть,низко наклониться; далеко бросить мячик и т.д.

Двигательная  деятельность тесносвязана со здоровьем ребенка: движение и здоровье влияют друг на друга.

Учеными давно доказано, что существует прямая зависимость междузанятиями физическими упражнениями и интеллектуальным развитием ребенка. Врезультате овладения  двигательнойдеятельностью у детей формируется ряд представлений о явлениях, происходящих вокружающем мире, и изменениях, происходящих в организме человека. Уточняютсяпредставления о времени, пространстве, продолжительности движений и т.п.Интеллектуальные операции – анализ, сравнение, обобщение, наблюдение –обеспечивают возможность решения простых и сложных двигательных задач,исправлять допущенные ошибки, отслеживать качество выполнения движения.

Для социального развития ребенка двигательная деятельностьпредоставляет большие возможности. Чтобы избежать конфликтных ситуаций,поддержать друг друга во время индивидуальных занятий или игр соревновательногохарактера, ребенку необходимо научиться управлять своим поведением.  

Имеютсяданные о том, что систематически высокая двигательная активность в режиме днядетей, непосредственно повышая функциональную деятельность мышечного аппарата,положительно сказывается на их психической сфере, что научно подтверждаетэффективность направленного воздействия через двигательную систему нацентральный нервный аппарат и его умственные функции. Вместе с тем, оптимальноеиспользование двигательной активности детей содействует росту уровня умственнойработоспособности.   

Достаточная по объему двигательная активностьблагоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга,увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различныхдействий.

Во время двигательной деятельности у детейформируется:

·                   Умения и знания правил в спортивных играх испортивных упражнениях;

·                  Развиваютсясоциально-коммуникативные навыки (самостоятельно  организовывать подвижные игры и упражнения сосверстниками и малышами, эмоциональная отзывчивость, сопереживание,  основы безопасного поведения в быту, социуме,природе);

·                  Развивается творчество иинициатива;

·                  Формируется осознаннаяпотребность в двигательной деятельности;

·                  Формируются представления онекоторых видах спорта, развивается интерес к физической культуре и спорту;

·                  Воспитывается ценностноеотношение детей к здоровью и здоровью окружающих людей;

·                  Развивается самостоятельность вприменении культурно-гигиенических навыков, обогащается представление о гигиеническойкультуре.

 

Такжеможно привести высказывание Конфуция: "Что я услышал - я забыл. Что яувидел - я помню. Что я сделал - я знаю".

9 декабря 2024 в 13:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.